05 Авг Психологические факторы неудовлетворенности собственным телом у воспитанниц школы красоты
Опубликовано в Eastern European Scientific Journal, 6 — 2016
Ю.Г. Фролова,
к.п.н., доцент кафедры БГУ
Н.А. Александрович,
медицинский психолог
Ключевые слова: образ тело, неудовлетворенность собственным телом, расстройства приема пищи, подростковый возраст.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования образа тела у девушек-подростков, проходящих обучение в Школе красоты. Полученные данные свидетельствуют о наличии у испытуемых выраженного недовольства своим телом и склонности к развитию расстройств приема пищи. Обсуждаются возможные семейные факторы, влияющие на негативные оценки внешности: критика и контроль внешности со стороны матерей, преувеличенная ценность внешности в семье, нарушение границ в отношениях между матерью и дочерью.
На критическое отношение к собственной внешности, характерное для населения промышленно развитых стран, указывают многие ученые. Так, британский социолог Б. Тернер говорит о формировании «соматического общества», в котором важнейшие социальные и моральные вопросы обсуждаются в контексте телесных практик. Он отмечает, что основными факторами успешности современного человека являются не столько его происхождение или актуальное социальное положение, сколько способность к формированию и презентации другим нужного имиджа. Внешность человека начинает рассматриваться окружающими как результат исключительно его собственных усилий, как неотъемлемая сфера его персональной ответственности [1]. При этом наблюдается ужесточение требований культуры к к идеальному телу, которые невозможно выполнить, не прибегая к пластической хирургии [2]. Помимо макросоциальных факторов, на неудовлетворенность индивида собственным телом также оказывают влияние неизбежные физические изменения в течение жизни, связанные, например, с пубертатом, беременностью и рождением детей, старением, отношения со сверстниками и родителями, личностные черты, в частности, высокий уровень нейротизма и перфекционизма [3].
Особенно сильно неудовлетворенность собственным телом проявляется в подростковом возрасте. Во-первых, в этот период происходят сильные изменения тела, связанные с половым созреванием. Во-вторых, подростки отличаются чрезмерной строгостью в оценке собственной внешности, склонны преувеличивать и драматизировать собственные физические недостатки. В-третьих, эмоциональная нестабильность в сочетании с повышенной внушаемостью может способствовать формированию склонности к патологическим методам телесной модификации [4].
Недовольство индивида собственной внешностью является не только источником постоянного дистресса, но и одним из важных факторов, стимулирующих возникновение расстройств приема пищи. Весьма уязвимыми к развитию подобных нарушений являются девушки, деятельность которых тесно связана с контролем телесных параметров – спортсменки, модели, танцовщицы.
Исходя из указанных выше соображений, нами была определена выборка исследования: 32 девушки в возрасте от 11 до 17 лет, обучающиеся в одной из Школ красоты г. Минска (были опрошены все воспитанницы школы, средний возраст – 13,4 года). Испытуемые получили письменное разрешение от родителей на прохождение психологического тестирования. В школе проводятся занятия по дефиле, хореографии, актерскому мастерству, макияжу, прическе, стилю. Основной целью обучения является формирование общей художественно-эстетической культуры личности, приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для работы в качестве модели.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе осуществлялись оценка степени удовлетворенности собственным телом у испытуемых и их пищевого поведения.
Испытуемым предлагались следующие методики:
- Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ, в адаптации О.А. Скугаревского);
- Тест пищевых установок EAT-26 (в адаптации О.А. Скугаревского), предназначенный для выявления степени риска развития пищевых расстройств и состоящий из трех субшкал – «Увлечение диетами», «Булимия», «Оральный контроль»[5];
- Шкала ранжирования фигур, предназначенная для оценки расхождения между реальным и идеальным образами тела (A. Stunkard) [6];
В качестве дополнительного показателя определялся Индекс массы тела (далее – ИМТ) испытуемых по стандартной формуле.
На втором этапе проводились индивидуальные полуструктурированные интервью, в ходе которых с испытуемыми обсуждались такие вопросы, как причина выбора Школы красоты, отношения с родителями, отношение к собственной внешности, эмоциональное благополучие. Анализ транскриптов интервью осуществлялся в соответствии с процедурой качественного контент-анализа[7].
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 сравниваются показатели индекса массы тела у воспитанниц Школы красоты с данными О.А. Скугаревского, обобщившего результаты нескольких масштабных опросов, проведенных на выборках психически здоровых белорусских девушек-подростков[8].
Таблица 1
Оценка веса согласно ИМТ | Воспитанницы школы красоты | Школьницы г. Минска |
Нормальный вес | 18,8 % | 49,51 % — 73,5 % |
Дефицит веса | 81,2 % | 5,7–41,67% |
Избыточный вес | — | 8,82–19,6% |
Таким образом, для исследуемой выборки характерна значительно выраженная тенденция к дефицитарным показателям веса.
Анализ выборов по Шкале ранжирования фигур показал, что 41 % девушек хотели бы похудеть, что, как мы видим, мало согласуется с показателями индекса массы тела. О.А.Скугаревский отмечает, что для человека субъективный характер оценки собственного веса имеет большее значение, чем объективные показатели. Он выделяет перцептивный и оценочный компоненты негативной оценки тела. Первый отражает искажения в восприятии формы и размеров тела, второй – степень удовлетворенности им. По мнению автора, именно второй показатель в наибольшей степени влияет на психологическое благополучие подростка[9].
В группу риска развития нарушений пищевого поведения, как свидетельствуют результаты по методике EAT-26, входят 28 % воспитанниц школы красоты. Согласно данным, полученным на неклинических популяциях девушек подросткового и юношеского возраста, риск развития расстройств пищевого поведения колеблется в диапазоне от 6,4 до 15,8 %[10]. Можно предположить, что повышенные показатели по EAT-26 отражают специфику нашей выборки. В частности, стаж занятий в школе красоты положительно коррелирует со склонностью к развитию нарушений пищевого поведения (r = 0,386, p ≤ 0,05) [11].
Все девушки, принявшие участие в исследовании, в той или иной степени недовольны своими телесными характеристиками, о чем свидетельствуют показатели по методике ШУСТ. Наибольшее недовольство отмечалось в отношении ягодиц (75 % опрошенных), зубов (63 %), груди и живота (по 56 %). Тема собственной внешности является для девушек важной и болезненной одновременно: «Ничего не устраивает. …Мне не нравится моя фигура <голос изменился до неузнаваемости, прим. авт.>. …Я хочу быть стройнее …Я просто хочу понравиться себе. Мне не вес важен, мне важно как я выгляжу. Мне не нравятся мои ноги. Они выглядят ужасно» (И1)[12]. Испытуемые критично оценивают не только свою внешность, но и облик окружающих людей: «У меня вообще очень негативное отношение к некрасивым бровям… Рукам … К тому, что человек может в себе изменить <повышает голос>… Можно же ухаживать за руками! И за бровями можно тоже ухаживать!» (И14). В целом в исследуемой выборке отчетливо проявляется тенденция к внутреннему локусу контроля в отношении своей внешности, склонность обвинять себя или оправдываться даже за незначительные телесные недостатки: «живот немножко появляется, но это не много. Его можно прессом. … Ну, то есть позаниматься немного и все» (И8, индекс массы тела – 17,5 – нижняя граница нормы). Слова «должен», «нужно», «вина» часто используются испытуемыми при характеристике своего облика.
На наш взгляд, недовольство девушек собой в значительной степени поддерживается повышенным значением привлекательной внешности, которое культивируется в семье. На это указал 81 % испытуемых. Девушки говорили, что тема красоты, моды часто звучит в их семьях: «Ну, я думаю в целом процентов 40% от всех разговоров» (И2); «Каждый следит за собой. Чтобы у него все было красиво. И папа, и брат, и мама. Они все следят за внешностью» (И10).; «в нашей семье это важно… Мы любим хорошо одеваться» (И11). Значительную часть разговоров в семье и совместного времяпровождения составляют действия по уходу за собой, покупке одежды и т. п.: «Вечером мы об одежде спорим. Что кому надо купить. Какую я на завтра хотела бы одежду надеть. … На магазин мы затрачиваем примерно полдня» (И5).
Для оценки внешности своих родителей испытуемые используют несвойственные их возрасту критерии, например, «молодо выглядит»: «Папа тоже ходит в тренажерный зал. … Он тоже хорошо весит – 70 килограмм. Выглядит тоже хорошо. Сейчас ему 39, а выглядит он как будто на 28» (И5, 14 лет).
Значительная часть испытуемых (63 %) в интервью отметила, что родители критикуют их внешность. В некоторых случаях критика носит довольно обидный характер: «Ты… не супермодель … У тебя … глаза не сильно большие» (И8); «Если у дочки будет такой же нос как у тебя, то это будет не очень хорошо» (И3).
При этом была выявлена отрицательная взаимосвязь между сроком посещения школы красоты и степенью неудовлетворенности собственным телом (высокие показатели по ШУСТ свидетельствуют об отрицательной оценке тела): r = — 0,578; р ≤ 0,01. Занятия в школе красоты помогают девушкам улучшить определенные характеристики внешности, однако в процессе обучения конкуренция между воспитанницами усиливается, а требования к их фигуре ужесточаются. Своеобразной «платой» за привлекательное тело является предоставление воспитанницам возможности участвовать в конкурсах красоты, различных показах, фотосессиях и других проектах. В исследованиях нарушений пищевого поведения неоднократно подтверждалось, что манипуляции с питанием являются типичной реакцией больных на стресс, особенно в сфере межличностных отношений[13].
Обратим внимание на тот факт, что родители девушек стремятся ограничивать их в еде без учета реальных показателей веса: «Мама просто иногда мне говорит, чтобы я меньше ела. …Что мне будет хорошо, если я похудею <на глазах у испытуемой появились слезы>. …Чтобы быть моделью, я должна похудеть» (И1, индекс массы тела – 15,6 – вес значительно ниже нормы); «чаще всего она контролирует, чтобы я не поправилась» (И9, индекс массы тела – 17,1 – вес недостаточный). Ряд родителей отмечает излишнюю худобу дочерей, однако, если судить по данным интервью, не рассматривает это как повод обратиться к врачу. У девушек же, на наш взгляд, наблюдаются типичные для лиц с нарушениями пищевого поведения иррациональные представления о еде, например: «У меня бывает такое, что я … просто попью воды, или еще что-то, и мне начинает становиться плохо … начинает болеть живот или поташнивать» (И3); «Я не могу больше почему-то есть. У меня не получается. Когда меня даже заставляют, я отказываюсь вообще» (И5).
Родители, особенно матери, активно поощряют занятия девушек в Школе красоты и их действия, направленные на улучшение внешнего вида. Последний показатель является основным критерием успешности обучения: «мама … хотела меня отправить в модельное, чтобы я… могла больше следить за своей внешностью» (И10); «Им нравится, что я лучше стала! … Фотосессии они, например, сравнивают. Что вот первая и последняя. Говорят, что лучше стала» (И12). Испытуемые указывали на то, что сейчас, то есть после занятий в Школе, они наконец-то выглядят «как нормальные люди», и что именно родители указывали им на их телесные недостатки в прошлом: «В детстве я была полной. И родители говорили. Я похудела, я не знаю, из-за чего так получилось. … И родители: “Ой! Ты так похудела! Ты стала лучше! Молодец!”» (И3). Таким образом, можно отметить наличие изначальной установки родителей на необходимость самосовершенствования, на то, что в своем актуальном облике ребенок недостаточно хорош.
Большинство матерей контролируют внешний вид девушек: «Мама следит очень тщательно за моим гардеробом … за тем, чтобы у меня все было на месте. Она приходит, смотрит, чтобы волосы были уложены. Ну, она смотрит за мной, чтобы у меня все было красиво» (И10). Очень показательно, что основные похвалы от родителей, которые получали наши испытуемые, были связаны с их внешностью: «Красивая» – в 94% случаев, «Молодец/Хорошая» – 31%, «Умница» – 19% случаев.
Испытуемые постоянно сравнивают свое поведение с поведением родителей и стремятся его копировать. Здесь особо следует указать на использование диет матерью и демонстративное недовольство собственной внешностью у матери: «она боится, что я буду такой же, как она. Она просто в детстве была полная. И сейчас тоже» (И9), или: «Мама … может стоять перед зеркалом и говорить: “Боже, какая я толстая!”» (И16).
Все испытуемые указали на свою тесную связь с матерью: «Мама со мной везде. Поэтому я ей за это очень благодарна. Она со мной все смотрит. То, что я смотрю, то и она смотрит. Вот. Интересуется тем же, чем и я. Везде со мной ездит. … Заботится обо мне очень. Даже когда меня ругает, то это по делу» (И9). Кроме того, 69% девушек при описании матери сравнивали себя с нею, 19% высказались о том, что они с матерью «как сестры», а 25% рассказали о том, что носят одинаковую одежду или одну одежду на двоих: «Когда мы идем по магазинам, она старается брать такую же одежду, как и я. То есть захотела парку. Мама мне купила парку. И себе купила заодно. … Я захотела джинсы рваные, она тоже взяла, купила себе рваные джинсы» (И13). О том, что мнение мамы для них очень важно высказались 38 %, а о том, что, несмотря на подростковый возраст, мама до сих пор выбирает им одежду – 44 % испытуемых. Девушки часто в своем рассказе о матери употребляли местоимение «Мы» и цитировали ее от первого лица. Они были склонны оправдывать мать за любую критику: «она как-то так скажет … мне прямо немного обидно становится. … Я не обращаю на это внимания … Просто я понимаю, что мама лучшего желает» (И4).
В завершение хотелось бы отметить, что опыт пребывания девушек в Школе красоты, как и их отношения с матерями, нельзя оценить как однозначно негативные. Испытуемые, по их словам, с удовольствием посещают занятия, гордятся своими родителями и хотят быть на них похожими. Однако, на наш взгляд, в силу своего возраста, эмоциональных и личностных особенностей, самого направления занятий в Школе, они чрезвычайно уязвимы и, соответственно, склонны к формированию негативного образа тела и аномальных телесных практик.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Для воспитанниц Школы красоты характерны высокие показатели неудовлетворенности своим телом и риска развития нарушений пищевого поведения. Если общая оценка внешности увеличивается в процессе занятий за счет приобретения профессиональных навыков ухода за собой, то неудовлетворенность весом лишь увеличивается.
- Отношения девушек-подростков с родителями, особенно с матерями, являются важным фактором неудовлетворенности собственной внешностью. Среди характеристик таких отношений можно указать на симбиотическое слияние с матерью, трансляцию матерями практик контроля внешности и критических оценок собственного облика, преувеличенное внимание к внешности в семье, выражающееся в постоянном обсуждении данных тем, в выборе внешности в качестве критерия оценки девушки, в критике ее телесных недостатков.
- В учебные планы Школ красоты рекомендуется включение психообразовательных занятий с воспитанницами и родителями, направленными на повышение уровня их знаний о психологии и физиологии подростка, о нарушений образа тела и расстройствах пищевого поведения.
Литература:
- Turner, B. S. The Body and Society: Explorations in Social Theory. London, 1996.
- Blood, S. K. Body Work: The Social Construction of Women’s Body Image. London, 2005.
- Grogan, S. Body image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women and Children. – London, 2008.
- Smolak, L., Thompson, J. K. Body Image, Eating Disorders and Obesity in Youth: Assessment, Prevention and Treatment. Washington, 2009.
- Skugarevsky O. A. Eating Disorders. Minsk, 2007.
- Stunkard, A., Sorenses T., Schulsinger F. Use of the Danish Adoption Register for the Study of Obesity and Thinness: The Genetics of Neurological and Psychiatric Disorders. New York, 1983: 115-120.
- Flick, U. Introduction to Qualitative Research: Theory, Method and Applications. London, 1998.
- Skugarevsky O. A. Eating Disorders. Minsk, 2007.
- Skugarevsky, O. A. Eating Disorders. Minsk, 2007.
- Skugarevsky, O. A. Eating Disorders. Minsk, 2007.
- r – коэффииент корреляции Пирсона, р – значимость.
- И – испытуемый, нижний индекс – порядковый номер испытуемого. Курсивом выделены оригинальные высказывания испытуемых.
- Grogan, S. Body image: Understanding body dissatisfaction in men, women and children. – London, 2008.