Критика и как на нее реагировать

Опубликовано в Счастливая и красивая, 4(98) — 2019

В профессиональной жизни критика, увы, неизбежна. Но это «увы» весьма неоднозначно, потому что часто замечания просто необходимы. Задача критикуемого – распознать эту уместность и правильно отреагировать.

В каких же ситуациях разбор полетов – не агрессивное «битье по шапке», а вынужденная мера? Во-первых, это все те случаи, в которых оценка призвана улучшить качество работы. Но при условии, что замечания не затрагивают личность сотрудника и доносятся до него корректно. Именно это и есть тот самый конструктив, который необходим для развития навыков работника и общего дела. Во-вторых, сам сотрудник может попросить прокомментировать его работу. Все другие ситуации скорее всего окажутся банальным проявлением враждебности в ваш адрес, даже если критикующий утверждает, что делает это из самых лучших побуждений.

Обезопасить себя от некачественной обратной связи бывает сложно. Возьмем творческий проект в области дизайна. Сотрудник несколько недель трудится, а потом слышит: «некрасиво». Но красоту каждый определяет по-своему. Как быть? В таком случае важно изначально договориться о критериях оценки работы: эстетике, степени креативности, маркерах новизны и т.д. Причем эти критерии должны быть понятны всем, кто участвует в проекте. Заранее необходимо определить и контрольную группу лиц, которые дадут оценку.

Несмотря на пользу конструктивной критики, довольно часто мы переживаем ее болезненно.

Как справиться с этим?

  • Если вас критикуют и вам сложно сдерживаться, не торопитесь отвечать. Начните следить за своим дыханием. Это поможет справиться с нахлынувшими чувствами и немного успокоиться.
  • Проясните все, что требует доработки, и выслушайте аргументы критика. Возможно, вам удастся обнаружить то, с чем вы без труда сможете согласиться. Озвучьте это, но не торопитесь принимать все, продолжайте диалог. Это поможет найти путь к сотрудничеству и сохранить позитивное отношение к себе.
  • Если вы сами видите, что нужно исправить, перестаньте защищаться. Умение признавать свои ошибки – важный показатель профессионализма.
  • Если никак не получается найти решения, убедитесь, что разговор конструктивный.

 

Маркеры деструктива

Необъективность – человек настаивает лишь на одном единственном правильном варианте, исключая альтернативные точки зрения.

Обесценивание – критик использует общие фразы, которые перечеркивают всю работу без разъясняющих комментариев — «это никуда не годится», «ужасно» и т.п.

Неадекватность – человек использует неуместные критерии оценки качества работы или искажает реальные факты.

Неуважение – вместо комментирования конкретных действий и результатов, критикуют самого человека, или беседа ведется в грубой форме.

Как реагировать на грубую критику?

  • Попробуйте поговорить и озвучить то, что вам не нравится, используя я-послание. То есть не стоит критиковать человека в ответ, вместо этого спокойно скажите о себе и своих чувствах в сложившейся ситуации. Например: «Мне не приятно, когда на меня кричат», «Я злюсь, когда слышу критику в адрес своей внешности». Очень часто люди даже не замечают, как задевают нас.
  • При необходимости обратитесь к третьему лицу, который уполномочен решать такие вопросы в компании, и попросите помощи. В этом нет ничего стыдного, вы не обязаны терпеть грубость и неуважение.

 

Под маской комплимента

Иногда непрошеную критику нелегко распознать сразу, а значит и вовремя ответить. В ней нет обидных слов и прямого негатива, но звучат это неоднозначно. Например, «ты слишком умная», «ты такая шустрая» и т.п. В этом случае отлично работает фраза, которая быстро и спокойно позволяет прояснить ситуацию: «Что ты имеешь в виду?». Как правило. человек начинает подбирать новые более точные слова или извиняется, осознавая свой истинный посыл.